В Туве, как и в других странах Центральной и Восточной Азии, новогодние празднества занимают самое важное место в календарной традиции. Они представляют собой сложный комплекс обычаев и обрядов, игр и развлечений. Большинство из них связаны с надеждами людей обеспечить себе счастливый, благополучный год. Для простого арата означает заложить основы увеличения поголовья скота и получения богатого урожая; для деловых людей – прибыльного ведения дел, для служащих – успешного продвижения по служебной лестнице, для молодых – осуществления юношеских замыслов и надежд, для пожилых – сохранения здоровья и долголетия. Одним словом, каждый хочет счастья в жизни.
Тувинцы начинали подготовку к Новому году сразу после уборки урожая. По традиции они забивали скот перед самым наступлением зимы, чтобы запастись мясом, поскольку во время праздника Нового года запрещается прерывать жизнь живых существ. Эта традиция у тувинцев называется «үүже».
Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю. Шагаа имеет общую историю возникновения, проведение которого уходит вглубь веков. По воспоминаниям старых людей, кочевники в ранние времена, до принятия буддийской веры, новый год праздновали также осенью, когда убирался урожай, заканчивался период обильного белого молока.
В старину в канун «бүдүү» нового года наводили порядок в жилище, в ограде, заготавливали дров, выбрасывали ненужные старые вещи. Затем окуривали благовонными травами членов семьи, дом, скотный двор, все постройки.
В ночь перед наступлением Нового года никто не ложится спать, за исключением младенцев и малолетних детей. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет.
О приходе Шагаа извещали первые лучи утреннего солнца. Увидев их, каждый тувинец чувствовал, что действительно наступил Новый год. Согласно поверью, счастье придет к тому, кто встретит восход солнца в первый день наступившего года. Все что делалось в этот день, считалось “Впервые сделанным”, и это относилось практически ко всему: к первой встрече, первому слову, первому делу. В тувинской традиции во время приветствий начинался пир, во время которого все произносили по очереди «йөрээл». В народе бытовало мнение: если впервые дни Шагаа что-то сделаешь хорошо, то и весь год будет удачным. Эта традиция жива до сих пор.
В первое утро Нового года все члены семьи облачались в новые или обновленные одежды, усаживались за первую в новом году трапезу. В новый год в трапезе тувинцев преобладали вареная баранина, различные молочные продукты, разнообразная выпечка, каши и супы. Нередко в основе многих кушаний лежала идея магии плодородия. Так, пожелания достатка и богатого урожая выражалась через форму боорзаков – кусочков теста, зажаренных в кипящем масле, их круглая форма символизировала достаток и процветание.
В тувинской традиции нельзя в праздновании Шагаа пить спиртное (арака). Для тувинцев не принято было пить араку в дни празднования Шагаа, так как наши предки считали араку напитком дьявола «аза суксуну».
Одним из важных элементов праздника является приготовление национальных блюд. В меню преобладали мясные и молочные продукты. Заранее разделывалось мясо, лепили буузы, готовили пельмени. Конфетами, боовой, и чөкпеком обычно угощали, одаривали детей, забегавших в гости в праздничные дни.
Рано утром между тремя и пятью часами утра наступает Новый год. По-тувински этот момент называется «Шагаа бажы чаларады» — «Голова или начало Шагаа пожаловал или показался». Этим утром у тувинцев принято, чтобы хозяин дома совершил обряд поклонения духам, хозяевам своей местности. Для обряда поклонения духам одевались в нарядные национальные одежды.
Обряд «сан салыр» является важной и особой частью празднования Нового года. На специально сооруженном костре возжигали артыш и бросали в огонь «дээжи», самую почетную и лакомую часть принесенной еды, основными компонентами которого являются топленое масло(саржаг), молоко, мука, из поджаренного пшена (далган), поджаренное просо (тараа), сушенные пенки (ореме), сыр (быштак), сухой второг (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак). Во время этого обряда присутствующие молятся духам, поклоняются восходящему солнцу с приветствиями.
Согласно обычаю, у праздника Шагаа есть обязательный атрибут – это особое приветствие “чолукшууру”. Младший старшему протягивает обе руки ладонями вверх, а старший возлагает на них сверху свои руки ладонями вниз. Таким жестом они выражают уважение друг к другу. И при этом говорят: “Амыргын – на, амыргын!” “Мира вам и благополучия”.
В традиции самым почетным является первый гость дня, особенно если это мужчина.
Новый год, как и всякий праздник, был наполнен играми и развлечениями. Особо популярными были катания с горок. Это было истинное наслаждение для детей, которые с утра до вечера носились вверх и вниз. Вместо санок они использовали шкурки зверей. Также люди собирались в одной юрте играли в различные тувинские игры: кажык, аскаккадай, накидывание аркана на коня, прятали бусы, говорили пословицы, скороговорки, загадывали загадки, пели песни, частушки, играли на музыкальных инструментах, слушали сказителей.
Тувинцы в последний день старого года активно посещали буддийский монастырь «Хурээ» и совершали обряд очищения.
Шагаа — праздник, во время которого происходит единение родных и близких людей, молодые учатся почтительному отношению и возрасту человека, а также умению ценить и уважать время и жизнь.
Впереди весна, тепло, новая жизнь. Это праздник человеческого оптимизма, его стремления к лучшей жизни, это праздник надежды.
По материалам сайта tuvasemya.ru
Фотографии из архива Реснаркодиспансера.