Красная лента. История одного символа

Ни одно мероприятие в области СПИДа сейчас не обходится без «красной ленточки» — кусочка шелковой ленты, сложенной особым образом. Красная ленточка — международный символ борьбы со СПИДом, который используют как логотип и ВОЗ, и агентства ООН и бессчетное количество благотворительных фондов.

Значок СПИДа впервые появился в апреле 1991 года. он создан известным художником Франком Муром, футуристические и сюрреалистические пейзажи которого даже сейчас пользуются популярностью.

Мур запомнился истории как «создатель красной ленточки». Именно так его называли в некрологах после его смерти в 2002 году. Художник прожил больше 20 лет с ВИЧ, но умер вследствие лимфомы-рака, развивавшегося на фоне СПИДа.

Свое «открытие» Франк Мур сделал, работая в ассоциации художников «Визуальный СПИД», которая объединила в 1980-х годах ВИЧ-положительных людей искусства, и продолжает успешно действовать и поныне. Заболевание наносило сильнейший урон культуре — уже многие талантливые художники, музыканты и другие люди искусства умерли от СПИДа. Активисты решили привлечь внимание именно к этому факту, чтобы хоть как-то «расшевелить» общество.

Идея красной ленты, символа борьбы со СПИДом, у Франка Мура возникла в 1991 году – он заметил, что соседняя семья каждый день прикрепляла к одежде желтые ленточки. Для них это был знак надежды того, что их дочь, ушедшая на войну в Ирак, благополучно вернется домой. Ленточки складывались так, что напоминали перевернутую букву «V» — символ победы. Для прирожденного активиста, Франка Мура, борьба со СПИДом тоже была войной, пусть и «внутренней» — битвой, которой не видно конца, а потери все продолжаются. «Ленточка может быть метафорой и для СПИДа тоже», — решил он.

Лента СПИД была выполнена в красном цвете – цвете крови, в которой содержалось преобладающее количество вируса. Вместе с тем, красный цвет выступает символом «кровного братства» и страсти, «руководившей» всю жизнь Франком Муром. Художники из «Визуального СПИДа» на время оставили мольберты, переключившись на складывание ленточек — их делали сотни и сотни тысяч, поскольку проект нужно было сделать популярным в кратчайшие сроки.

Для нового символа подготовили продуманную рекламную кампанию — это и обеспечило успех. Началось все с распространения простой листовки, призывавшей:

«Отрежьте красную ленту 6 сантиметров длиной, затем сверните в верхней части в форме перевернутой «V». Используйте английскую булавку, чтобы прикрепить ее к одежде».



Настоящее признание проект получил только во время церемонии вручения наград «Tony Awards» в 2000 году. Всех номинантов и участников убедили надеть красные ленточки. В пресс-релизе проекта говорилось: «Красная лента (перевернутое «V») станет символом нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая большая надежда, связанная с этим проектом — это то, что к 1-ому декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всем мире». С тех пор ленточки стали просто частью дресс-кода на Оскарах и тому подобных «тусовках». Художники добились желанной цели — СПИД начал, пусть и неявно присутствовать в центре общественного внимания. Простая ленточка нарушила «обет молчания» в отношении эпидемии.

С тех пор красная ленточка стала воплощаться снова и снова, появляясь в самых неожиданных местах — марки с ленточкой, значки, майки, кружки, все что угодно. Успех проекта «Красная ленточка» был настолько впечатляющим, что многие решили сделать то же самое, чтобы привлечь внимание к другим социальным проблемам.

Ленточки начали множиться в невероятном количестве. Желтая ленточка — символ борьбы с гепатитом С, розовая — борьба с раком груди, сиреневая — против насилия над женщинами, и это только некоторые из бесконечного списка.

Сколько бы ни говорили о том, что красная ленточка как символ приелась, необходимо признать, что лучше Франка Мура еще никто ничего не придумал. Ее можно сделать самостоятельно, она не требует больших жертв, но позволяет заявить о взглядах человека, выразить солидарность с теми, кто пострадал от эпидемии. Пусть даже только 1 декабря. Небольшой шаг, но все-таки шаг, за которым могут последовать и другие.